У каждого из нас есть свои цветовые пристрастия и свое восприятие цвета, не зря говорят, что "на вкус и цвет товарищей нет". Это научно доказанный факт, что цветовое предпочтение и цветовосприятие очень индивидуальны. И то, что одному человеку "режет глаз" - другой от созерцания этих же цветовых сочетаний испытывает удовольствие. Большую роль в цветовом предпочтении играет интеллект: чем выше уровень интеллекта, тем более сложные и тонкие оттенки и сочетания цветов нравятся человеку. Примером тому может служить психологически тонкая живопись художника-профессионала и яркие лубочные картинки деревенских мастеров.
Вопрос о причине различной окраски тел занимал ум человека с древних времен, когда философы и ученые считали, что цвет - есть свойство самого тела. Хотя при этом не могли объяснить изменение этого цвета в зависимости от времени дня или условий освещения. Считалось, что различные цвета получаются как "смесь" света и темноты. Люди наблюдали радугу, игру цветов на гранях алмазов и стеклянных призм, которые привозили как диковину из Китая, но только Ньютон открыл связь между великолепными красками радуги и цветом тел.
Важным открытием, принадлежащим Ньютону, оказалось разделение цветов на простые, которые невозможно разложить на составляющие и сложные, представляющие собой совокупность простых цветов. Самый сложный в этом смысле белый цвет - это своеобразное "сжатие радуги". Все знают, что смешение простых желтого и синего дает сложный зеленый цвет, а синего и красного - фиолетовый.
Помимо простых и сложных цветов, в оптике существует также очень интересное явление - наличие дополнительных цветов, когда наложением цветных стекол друг на друга, в результате получается белый цвет. Такие цвета, которые как бы "гасят" друг друга, называются дополнительными. Так дополнительным к красному служит голубовато-зеленый тон, к оранжевому - голубой, а к фиолетовому желто-зеленый.
В природе существование чистого цвета, без примеси, довольно редко. Даже в радуге цвета не переходят друг в друга "скачками", и эта "плавность" перехода, то есть постепенное добавление в основной цвет другого цвета, создает понятие тонов и оттенков, а вот отсутствие "примесей" характеризует чистоту цвета. Например, желтый стоит рядом с зеленым, но при переходе в него проходит стадии от желто-зеленого до зелено-желтого (или еще говорят "зеленый в желтизну") в зависимости от того, какой цвет преобладает в тоне. Преобладающий цвет в этом случае будет основным, а добавленный в него - оттенком.
Смешение цветов, или лучше сказать добавление одного цвета в другой, как это делают художники, смешивая краски, возможно не только в рядом стоящих в спектре цветах, но и противоположных или далеко отстоящих друг от друга. Так появляется красный с оттенком фиолетового - малиновый цвет. Добавление в основной цвет серого дает приглушенные тона: серо-синий, серо-зеленый, серо-сиреневый. А вот добавление черного, делает цвета темными. Примесь белого, как бы ослабляет цвет, а отсутствие белесоватости характеризуется понятием насыщенности цвета. Самые насыщенные цвета имеет бархатная ткань, этому есть объяснение в физике.
Если цвета поставить рядом друг с другом, не смешивая, или пятно одного цвета наложить на другой, получится сочетание разных цветов или тонов. И тут возникают понятия "фона" и "контраста". Фоном является преобладающий по площади цвет, на который накладывается пятно, а вот ощущение цветового пятна на фоне называется контрастом. И чем насыщеннее цвета, тем сильнее контраст.
Сочетание тонов, имеющих разные оттенки, но находящихся в пределах одного цвета называется монохромным. Классический пример монохромного сочетания - черно-белый телевизор, когда по степени разбавленности черного цвета белым, на экране создается видимое изображение.
Конечно, монохромные сочетания с использованием других цветов смотрятся более интересными и дают своеобразные варианты декорирования. Например, в интерьере спальни преобладает желтый цвет, но используются разные его тона: темно-желтый, желто-коричневый, бледно-желтый, янтарный.
Набор используемых при декорировании цветов создает цветовую гамму. И здесь прямая аналогия с музыкой, ведь каждый цвет подобен ноте. Звучащая по отдельности она маловыразительна, а вот в аккорде или музыкальной фразе может произвести сильное впечатление. И от того насколько талантливо составлены ноты (цвета и оттенки) возникает гармония звуков или какофония и шум.
Ощущения человека в том или ином цветовом окружении лежит в основе создания интерьера в определенном колорите или цветовой гамме. Некоторые цветовые сочетания в интерьере недопустимы, так как при длительном пребывании вызывают отрицательные эмоции или агрессию. Например, интерьер, где преобладает насыщенный красный фон в сочетании с ярко-розовыми или сочно-зелеными пятнами, человеку с нормальной психикой и стандартным цветовосприятием (не дальтонику) вынести очень сложно.
Напряженные цветовые контрасты, когда сочетаются насыщенные цвета далеко отстоящие друг от друга в спектре, тоже относятся к некомфортным сочетаниям, например, ярко-фиолетовый с насыщенно-желтым, вызывает раздражение.
Уйти от бьющих контрастов можно приглушив яркий цвет серым или черным или снизив насыщенность цвета - разбелив его. Тогда сочетание густого темно-фиолетового и бледно-желтого цвета будет смотреться вполне приемлемо и придаст интерьеру, например, кухни экстравагантный оттенок. Или оранжевая мебель в кухне на фоне серо-голубых стен - такое сочетание получается контрастным, но не напряженным, а бодрым. Используя те же два цвета в ослабленных, пастельных оттенках, получим освежающее "весеннее" сочетание (прозрачный песочный и светло-голубой).
А вот использование в интерьере сочетания приближенных, переходных цветов (так называемое нюансное) действует успокаивающе.
Возможны, разумеется, и смелые варианты, построенные на большом количестве колористических составляющих, но в этом случае без консультации с дизайнером есть риск устроить дома цветовую мешанину. Профессионал же поможет вам правильно выбрать колорит интерьера, чтобы все цвета в нем уживались гармонично.
По материалам www.mebeldoma.info
|