Действительно, пора поговорить о туалете напрямик.
Так получается, что производители сантехники, делая упор на ванны, раковины и душевые кабины, вскользь упоминают об унитазах. При демонстрации интерьеров дома помещение туалета обычно остается в тени. Одним словом, чудовищная несправедливость и незаслуженное невнимание. И это в наши-то дни, когда унитаз давно перестал быть просто утилитарной необходимостью и уверенно перешел в ранг предметов чистого искусства. Дизайнерский подход обеспечивает ему особое настроение – радость и ощущение высокого стиля; поэтика и чувственность отвлекают нас от его очевидной функциональности; сочетание элементов игры, фантазии, эротизма символизирует природное здоровье, обновление и естественную красоту. Это все о нем. Уборная, сортир, клозет… Туалет, куда же без него.
CLOACA MAXIMA
Как принято говорить в подобных случаях, «история вопроса уходит своими корнями в глубокую древность». Первые прообразы унитаза были найдены во время археологических раскопок у побережья Шотландии: небольшие углубления в каменных стенах, соединявшиеся со сточными канавами, которым примерно 5000 лет. Не секрет, что древние цивилизации славились своими сложными системами канализации. Считается, что именно китайцы более 2000 тыс. лет назад изобрели первый в мире унитаз.
Интересно, что же представляло собой непосредственно само помещение для отправления естественных нужд, или уборная. Устроенная в доме, как правило, позади ванной комнаты, она выбеливалась известью или «выполнялась в дереве». Изначально все «оборудование» представляло собой ящик из кирпича. В зажиточных домах сиденья в туалетах также выкладывались из кирпича; позже глиняный стульчак заменило деревянное сиденье. В разные времена у разных народов туалет либо соединялся с системой канализации, либо представлял собой своего рода «автономную систему», то есть емкость, которую периодически приходилось вычищать.
В частных домах Древней Греции и Рима весьма распространенным явлением была уборная на втором этаже, откуда продукты жизнедеятельности сливались в канализационные стоки. Интерьер туалета оставался исключительно аскетичным. И это при том, что канализация все еще была прерогативой имущего класса. В жилищах победнее об интерьере туалета не помышляли вовсе – там довольствовались горшками. Широко известен факт о появлении первого общественного туалета в Древнем Риме. Интересно, что тогда уже было принято отделывать это помещение мраморными или керамическими плитами. Не были редкостью и декоративные росписи: помимо сугубо утилитарного назначения помещение уборной уже начинало приобретать художественные черты и индивидуальный облик. Под сиденьями римских туалетов находилась специальная система труб, по которым нечистоты сливались в коллекторы или клоаки. Кстати, знаменитый римский водосток – cloaca maxima (ок. 500 г. до н. э.) существует в вечном городе и по сию пору.
От вазы к горшку
В средневековье обходились обычными горшками, которые ставились под кровать, а их содержимое попросту выплескивалось на улицу. Даже в эпоху Возрождения, несмотря на стремительное развитие инженерной мысли и, как следствие, высокие темпы строительства канализационных систем, ночная ваза оставалась предметом чрезвычайно популярным. Более того, обыкновенный ночной горшок обрел статус произведения искусства: выполненный из высококлассного фаянса, декорированный росписями и украшенный инкрустацией.
Конечно, на фоне изобретенного в наши дни англичанами VIP-унитаза (Versatile Interactive Pan), который анализирует состояние здоровья по отходам жизнедеятельности, после чего самостоятельно записывает к врачу и заказывает необходимые диетические продукты в ближайшем супермаркете, рассказы о ночной вазе ушедших эпох, безусловно, кажутся детскими сказками. Однако кто знает, быть может, устав от бесконечного совершенствования и поиска идеальной формы горшка, дизайнеры послезавтрашнего дня в тандеме с инженерами наделят унитаз будущего функциями, о которых сегодня мы даже не подозреваем. И тогда наш современный туалет покажется кому-то таким же «палеолитом».
Туалетная комната
Некогда понятие «туалетная комната» трактовалось как помещение для совершения туалета, то есть для приведения в порядок своего внешнего вида. Туалетные комнаты были обязательным атрибутом домов состоятельного класса. Как правило, женские туалетные комнаты выполняли роль своеобразного будуара, где дама умывалась, наряжалась, расчесывала длинные волосы, прикалывала драгоценности и т. д. Туалетная комната ни в коем случае не ассоциировалась с местом, где находится сантехника, предназначенная для отправления естественных нужд. «Квартира у меня, как видишь, холостая, для одного: зала, гостиная, столовая, кабинет, еще рабочий кабинет, гардеробная да туалетная». Со времен «Обыкновенной истории» И. С. Гончарова туалетная комната претерпела серьезные изменения.
Сегодня туалет стал частью универсального санузла (объединяющего обычно ванную, раковину и унитаз), который вместе с тем продолжает служить помещением, где можно привести себя в порядок. До сих пор раздельный или совмещенный санузел остается сугубо индивидуальным выбором – никаких советов и рекомендаций на этот счет не существует. О вкусах не спорят: и сейчас частные дома в равной мере оснащаются и помещениями с соседствующими ванной и унитазом, и отдельными туалетными комнатами, предназначенными для совершения исключительно определенного ритуала, с унитазом и, как правило, с биде. Объединенные по назначению помещения – ванная и туалетная комнаты – служат делу телесного и духовного очищения. И в этом смысле у них много общего.
Гармония под слив воды
Сегодняшний туалет – место поистине культовое. Дизайнеры и архитекторы активно включились в процесс создания пространства, столь же, если не более, необходимого для жизни. Туалет оказался в центре внимания тенденций, продвигаемых модными галереями и салонами. Из общих – отказ от высокотехнологичных материалов в пользу природных, переход от искусственного к натуральному. В числе частностей – морские раковины и сухоцветы, предметы текстиля и угольки, причудливые сочетания и переплетения с керамикой, деревом и стеклом.
В отделке туалетной комнаты становится привычной работа мастера-флориста. Посвящение в тайны живой природы происходит в самой непосредственной близости от унитаза. Причем природные материалы выполняют не только декоративную, но и сугубо полезную функцию: специально подобранные цветочные композиции, определенные на постоянное место жительства в туалетную комнату, с успехом поглощают местные ароматы. Известно, что, используя законы арома- и светотерапии, можно буквально преобразить пространство. Поэтому традиционные живые цветы в туалете нередко заменяют композициями из ароматизированных камней на песке, применяют благовония и иные ароматизаторы. Заимствованные приемы и элементы восточной культуры в сочетании с европейской элегантностью создают гармоничное с точки зрения фэн-шуй пространство. Многолетний опыт мировых производителей сантехники становится залогом создания обстановки, идеально соответствующей понятию «функциональная». Декоративные отступления, скажем в виде элементов ювелирного искусства, придают неповторимую индивидуальность туалетной комнате.
Основная идея – в рациональном использовании пусть даже небольшого (на один унитаз и биде!) пространства. А достигается она благодаря появлению новых моделей, знанию и использованию законов цвето- и световедения, смелым экспериментам с пространством и материалом.
Верхом… на звезде
Еще с античных времен из моды не выходят основные виды отделочных материалов. Керамика, некогда лишь украшавшая интерьер туалета, сегодня считается еще и обязательным условием, обеспечивающим оптимальный режим эксплуатации помещения с использованием воды. Для небольших по объему комнат рекомендуется использовать плитку светлых тонов, которая зрительно увеличивает пространство. В остальных случаях хороша яркая, насыщенная цветовая гамма. В моде крупногабаритная плитка и плитка светлых тонов с геометрическим рисунком или имитирующая фактуру природных материалов – мрамора, камня. К разряду дорогой отделки относится пол из экзотических пород дерева.
Но главный герой туалетной комнаты – унитаз. В моде подвесные модели, с изящной клавишей в стене для нескольких режимов слива воды, а также с подогревом сиденья. Белый цвет по-прежнему лидирует в производстве унитазов, однако на его монополию покушаются всевозможные цветные фаянсовые изделия. Сегодняшний «разгул» унитазов с декоративной отделкой, вероятно, берет свое начало от моды эпохи Возрождения с ее росписями и инкрустациями.
Мощный поток производителей, выбросивших на рынок «горшочную» продукцию, способен буквально сбить с ног. Поиски «своего» унитаза оборачиваются долгими скитаниями по галереям и магазинам. К разряду общедоступной и наиболее популярной сантехники относится продукция наших ближайших западных соседей – Финляндии и Швеции. Классом ниже – чешские унитазы; демократичный способ решения туалетной комнаты – отечественная и белорусская сантехника. Франция и Англия также вносят свою скромную лепту в дело оборудования российского туалета. Туманный Альбион, однако, заметно сдал свои позиции по сравнению, скажем с XIX веком, когда он занимал ведущее место в мировом производстве изделий для ванных и туалетных комнат. Среди лидеров по-прежнему законодательница дизайнерской моды – Италия. Не отстает от нее и Испания – первая страна, начавшая серийный выпуск унитазов. Пионером некогда стала компания «Унитас», которая, собственно, и дала название столь важному для жизни «предмету туалета».
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Инна Громова — менеджер компании «Дом Лаверна» по товарам для ванной и туалетной комнат:
Продолжая тему современных модных тенденций в оформлении интерьеров, хотелось бы отметить, что сейчас выбор материалов и предметов для ванных и туалетных комнат очень широк: от стильных пространственных вещей до вычурной классики и авторских ручных работ. Каждый может выбрать для себя то, что ему ближе.
Кому-то нравятся сдержанные скандинавские модели, надежные и качественные, а кто-то отдает предпочтение средиземноморскому или восточному колориту с их интересными дизайнерскими решения. Для загородных коттеджей туалетная комната давно перестала быть интимной зоной и является сейчас полноправным участником жилища, который сочетается с общим архитектурным и дизайнерским планом. Она обустраивается в соответствии со стилем и настроением хозяев: либо строгий минимализм, либо классика и ар-деко. При этом на первый план все чаще выходит продукция «премиум»-класса, таких производителей как «Huppe», «Keramag», «Duravit», «Kohler». Это, как правило, модели из фаянса с эксклюзивным дизайном.
Чтобы помочь покупателю сориентироваться во всем этом разнообразии, магазины-салоны разбиты на отдельные зоны, в каждой из которых уже представлен соответствующий интерьер, т. е. можно увидеть, как разные предметы сочетаются друг с другом и с отделкой стен и пола.
Здесь можно с помощью дизайнера подобрать весь комплект оборудования для туалетной и ванной комнат, начиная от керамической плитки и заканчивая полочками, тканями для драпировок, зеркалами, полотенцесушителями и другими аксессуарами.
Современные магазины, помимо традиционной, предлагают и весьма оригинальную сантехнику, такую, например, как унитаз DAGOBERT французской фирмы HERBEAU, устроенный в виде деревянного трона с музыкальным сопровождением и изящно украшенный строками из поэмы Мюсэ, посвященной этому незаменимому предмету интерьера.
Светлана Россо Предоставлено журналом Загородное обозрение
|