"Рынок офисной мебели за рубежом." Л.В.Кривокоченко, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ВНИКИ (Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт)
В век научно-технического прогресса и бурного развития бизнеса рынок мебели для бюро является важнейшим сектором международного мебельного рынка. На долю офисной мебели в развитых странах-производителях мебельной продукции в Европе приходится около 15% от объема производства мебели в целом. В США, где сфера услуг развивается более высокими темпами, доля мебели для служебных помещений и доля офисной мебели в общем объеме мебельного производства несколько выше.
Крупнейшими производителями офисной мебели в мире являются США и страны ЕС - Германия, Италия, Франция, Великобритания, Нидерланды и Испания. В странах ЕС, по данным Союза европейских изготовителей, доля отдельных стран-производителей данного вида мебели составляет от общего объема производства, соответственно: Германия - 36%, Италия - 17%, Франция - 13%, Великобритания - 11%. Высокий уровень специализации производства создает предпосылки для активного развития международной торговли данным товаром. Ведущим нетто-экспортером офисной мебели в мире является Италия. Крупнейшими импортерами - Франция, Нидерланды, Бельгия, США. Ряд крупнейших стран-производителей и экспортеров мебели для офиса одновременно являются и крупными импортерами данной продукции. В первую очередь, это Германия и Великобритания.
География основных товарных потоков примерно такова. В Западной Европе преобладает внутрирегиональная торговля офисной мебелью. Однако в последние годы значительно возросла доля стран Восточной Европы: существенно увеличился экспорт офисной мебели из стран Западной Европы в страны Восточной Европы, Россию и страны СНГ, и в то же время некоторые страны Восточной Европы сами превратились в ведущих экспортеров офисной (как, впрочем, и бытовой) мебели на рынки западноевропейских стран. Так, например, Польша является в настоящее время одним из ведущих поставщиков офисной мебели на рынок Германии, опережая при этом ряд традиционных экспортеров, - Великобританию, Данию и Нидерланды.
Крупнейший рынок офисной мебели в мире, где производство развивается очень динамично, - это США. Одновременно, как отмечалось, США являются и крупнейшим импортером данного вида мебели, закупая значительные объемы товара не только в странах Западной Европы (в первую очередь, в Италии), но и в Юго-Восточной Азии - в Тайване, Сингапуре, Малайзии. В последние годы в США уделяется большое внимание проблеме развития экспорта. С этой целью ряд американских фирм коллективно участвует в международном форуме "Orgatec" в Кельне. Однако на сегодняшний день объемы экспорта офисной мебели в США невысоки - около 4% от объема ее производства. В последние десятилетия значительными темпами растет производство офисной мебели в странах Юго-Восточной Азии, которые по объему и ассортименту мебельной продукции выходят на передовые позиции на мировом рынке. Используя имеющиеся преимущества, а именно, наличие хорошей лесосырьевой базы или приближенность к ней, а также сравнительно невысокую стоимость рабочей силы, страны Азиатского региона - в первую очередь, Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Индонезия - стали крупными экспортерами офисной мебели на мировой рынок. В течение долгого времени производство мебели в этих странах носило преимущественно экспортную направленность. Однако в настоящее время в ряде вышеназванных стран, уже достигших относительно высокого уровня развития, таких, как Корея, Тайвань, Сингапур, производство мебели, в том числе и офисной, развивается в большей степени с учетом внутреннего рынка, который стал более емким.
Рынок офисной мебели активно развивается и в Китае, который пока не принадлежит к числу ведущих экспортеров мебельной продукции на международный рынок. Эксперты предсказывают значительный рост данного рынка в этой стране в самом ближайшем будущем, основываясь на расчетной потребности на офисную мебель как со стороны существующих, так и вновь создающихся компаний. По данным статистики, в Китае ежедневно открывается порядка 12 новых фирм. Структура внешней торговли офисной мебелью на сегодняшний день в Китае непропорциональна: импорт значительно превышает экспорт. Однако имеется тенденция к сокращению импорта, в особенности деревянной офисной мебели, с тем, чтобы удовлетворять существующие потребности за счет внутреннего производства. В настоящее время на долю офисной мебели приходится около 30% от производства всей мебели в стране, ежегодный темп прироста производства - около 8% в год.
Что касается конъюнктуры международного рынка мебели для офисов, то ей, в принципе, присущи те же взлеты и падения, что и рынку бытовой мебели. Главными конъюнктурообразующими факторами для этого сегмента рынка являются состояние общехозяйственной конъюнктуры и уровень деловой активности в важнейших сферах экономики. Так, в Европе в начале 90-х годов рынок офисной мебели вступил в состояние спада: снижались объемы производства и международной торговли, сокращалось потребление. Этот процесс оказался достаточно долгим, впервые для европейского рынка за все послевоенные годы. Положение стабилизировалось к 1995 году, когда производство мебели для офисов выросло в среднем по странам ЕС на 4,2% и с тех пор показывает сдержанный рост. В США, напротив, темы роста производства офисной мебели были очень высокими в начале 90-х годов и несколько снизились к середине десятилетия. В последние годы американский рынок развивается стабильно.
Помимо чисто конъюнктурных моментов к важнейшим факторам, влияющим на развитие рынка офисной мебели, следует отнести внедрение в жизнь новейших достижений научно-технического прогресса, которые коренным образом могут перестроить работу в учреждении. Как заметил один из экспертов мебельного рынка, современная офисная мебель представляет собой скорее сложные приборы сродни машинам, а не просто предметы обихода. Главными же критериями конкурентоспособности офисной мебели являются в наши дни ее функциональность и дизайн.
По мнению зарубежных экспертов, фактор дизайна для офисной мебели сейчас имеет не меньшее, а даже большее значение, нежели ее функциональность. Мебель офиса должна не только отвечать характеру деятельности компании, но и отражать "лицо фирмы". Именно эти аспекты находятся в центре внимания на международных выставках, таких, как салон "Orgatec", проводящийся ежегодно в Кельне и демонстрирующий новейшие модели мебели для делового мира.
В настоящее время дизайнеры ставят на первый план разработку максимально удобных моделей для отдельных категорий рабочих и служащих, учитывая их профессиональные нужды. Например, одной из первых наград в этой области на специализированной выставке некоторое время назад удостоилась программа мебели "Бюро работника телевидения", которая состоит из отдельных предметов мебели - тумбы, рабочего стола, гибко моделирующихся друг с другом. Центром композиции является так называемая "башня-этажерка" на колесиках, которая на разных уровнях размещает технические приборы связи - компьютер, радиоприемник, телевизор и пр. Управлять приборами на "башне" можно с рабочей поверхности стола, которая остается совершенно свободной. Высота стола регулируется с помощью деревянных ножек. Подобные решения интерьера офиса нашли широкое воплощение в жизнь не только среди работников телевидения, но и при оборудовании мебелью самых обычных бюро, поскольку позволяют значительно экономить свободное пространство в помещении, не говоря о значительных удобствах в пользовании необходимыми приборами и экономии времени.
Еще одной интересной концепцией являются офисы, оборудованные для работы сидя и стоя. Как известно, постоянная работа за столом неизбежно влечет для человека различные заболевания двигательной системы, позвоночника. Очевидно, что перемена положения окажет благоприятное воздействие на здоровье человека. С этой целью разработаны варианты офисных столов, оборудованных специальными механизмами, превращающими стол в высокую стойку, за которой можно работать. Кроме того, можно регулировать по собственному желанию ширину рабочей поверхности стола и угол наклона. Интересен также вариант встроенного в стену письменного стола на определенной высоте, чтобы человек мог работать стоя.
Большое внимание при изготовлении офисной мебели уделяется также стульям и креслам. Очевидно, что правильно выбранный офисный стул повысит эффективность труда и комфорт рабочего места. Современные стулья для офисов, как правило, снабжены специальными устройствами для регулировки стула не только по высоте, но и по глубине сиденья, а также высоте спинки, ширине и высоте подлокотников. Возможно изготовление стульев, проводящих статическое электричество.
В последние годы в устройстве офисного интерьера отмечаются и такие тенденции, как так называемая "деперсонализация" рабочих мест. Это выражается, например, в общей, без каких-либо границ, поверхности стола, а также доступности каждому сотруднику любого уголка помещения (фото 5). Помимо чисто демократических целей подобное устройство интерьера позволяет существенно расширить пространство и произвести значительную экономию за счет лишних предметов мебели.
Говоря об офисе будущего, многие эксперты мебельного рынка часто задумываются: а будет ли существовать уже через несколько лет понятие офиса в том виде, как мы видим его сейчас? В условиях стремительного развития науки, электронных СМИ и связи уже сейчас многим работникам нет необходимости для выполнения своей работы выходить из дома. Достаточно иметь удобный и хорошо оборудованный "домашний офис". В Германии было проведено специальное исследование, посвященное данной проблеме, и ученые не исключают, что многие компании могут уже сейчас перейти к такой организации работы, когда весь офис будет представлен в одной комнате одним сотрудником. В этой связи все большее внимание уделяется дизайнерами и изготовителями офисной мебели проблеме разработки так называемой мебели "SoHo" (Small offices and Home officescan) - компактных рабочих мест, которые с успехом могут быть использованы как в бюро, так и дома. При этом большое внимание уделяется как практическим, так и чисто эстетическим критериям (фото 6,7). На практике наибольшим спросом пользуется сейчас такая офисная мебель, где найдена "золотая середина" между эстетическими аспектами модели и ее практическими сторонами, особенно, если речь идет об использовании технических средств.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что к современной мебели для бюро предъявляются следующие требования:
-
взаимоувязка отдельных элементов, важность соединительных деталей,
-
возможность моделирования и перестановки отдельных предметов для создания различных интерьеров в зависимости от текущих задач,
-
эргономичность,
-
экономия рабочего места, тенденция к компактности, максимальное использование площади вокруг стола для размещения различных видов техники - индивидуальность, использование эмоциональных и эстетических критериев.
Духом сегодняшнего времени является гораздо более смелый отход производителей офисной мебели от традиций, активный "риск" в использовании при создании офисов мебели экстравагантного, претенциозного дизайна, необычных сочетаний форм, цвета и материалов с тем, чтобы привнести в бюро "человечность". Фото №1. Мобильная "башня"-этажерка с техническими приборами. Изготовитель - фирма Knurr (Германия).
Л.В.Кривокоченко, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ВНИКИ (Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт)
Информация предоставлена журналом "Мир Мебели" (№3 2000г)
|
|